Безопасность УЗИ во время беременности.

1. Для каких целей вообще проводится УЗИ? Некоторые опасаются этой процедуры из-за стереотипов, есть ли какие-то противопоказания вообще?

Ответ: Ультразвуковое исследование в настоящее время является ведущим диагностическим методом в большинстве медицинских сфер, благодаря своей доступности и безопасности. Исследование проводится с целью выявления изменений в анатомии внутренних органов, в большинстве случаев может помочь поставить верный диагноз и оценить эффективность лечения. В акушерстве применяется для своевременного выявления врожденных пороков развития плода, осложнений во время беременности. В гинекологический практике можно оценить многие параметры в разные фазы менструального цикла, помочь в диагностике гинекологических заболеваний, а также выявить осложнения ранних сроков беременности такие как внематочная беременность , замершая беременность и пр. Ультразвуковые лучи не обладают ионизирующим действием и являются безопасными для человеческого организма. Противопоказаний для исследования нет, но направляющий доктор и доктор ультразвуковой диагностики должны четко понимать цель исследования у каждого конкретного пациента. Нужно также принимать во внимание, что УЗИ - это субьективная визуальная диагностика, точность заключения зависит от уровня квалификации специалиста и возможностей оборудования ультразвуковой системы. Фраза " Что мозг не знает , то глаз не видит !" как нельзя точно передает суть этой профессии.

2. Как часто необходимо проходить УЗИ во время беременности? На каких сроках оптимально это делать?

Стандартно во время беременности проводится три исследования для диагностики врожденных пороков развития. Первое исследование УЗИ с биохимическим анализом крови представляют собой комбинированный скрининг первого триместра, проводится с 11 недели по 13 недель 6 дней . Беременная прлходит узи с целью выявления грубых пороков развития и оценки маркеров хромосомной патологии ( толщина воротникового пространства, наличие/длина носовых костей и пр.) . Оптимальный срок исследования -12 недель. С данными УЗИ беременная должна сдать кровь в течении 3 дней , но в зависимости от программы расчета ( PRISCA, ASTRAIA) тактика скрининга может меняться. Этот анализ определяет уровень двух белков в крови, которые вырабатываются плацентой - свободный бета-ХГЧ и ассоциированные с беременностью протеин плазмы-А ( PAPP-A). Рассчитывается индивидуальный генетический риск по основным хромосомным патологиям. При результате высокого риска по скринингу, например по синдрому Дауна, беременной предлагают дообследование. Основное обследование проводится в сроке 19-21 неделя. На этом сроке можно диагностировать большинство врожденных пороков развития плода, однако это не заменяет обследование в 30-33 недели беременности, когда проводится исследование на пороки с поздней манифестацией.

3. Какие есть виды УЗИ? Чем они принципиально отличаются? Какие из них и в каких случаях проводить предпочтительнее? В Казахстане в акушерстве есть три уровня ультразвуковой пренатальной диагностики . Первый уровень - обследование в условиях поликлиники.

Второй уровень- обследование в отделении ультразвуковой диагностики перинатального центра. Третий уровень -экспертное обследование в условиях отделения медико-генетического консультирования. По видам ультразвуковое исследование подразделяется на скрининговое и экспертное. Обнаружение каких-либо аномалий или подозрение на них при ультразвуковом скрининге на первом и втором уровне требует направления на уточнение диагноза на третьем уровне с проведением дополнительных обследований . Например , при подозрении на врожденный порок сердца у плода , необходимо провести расширенную эхокардиографию. При обнаружении признаков хромосомной патологии получить консультацию генетика и пройти инвазивную или неинвазивную пренатальную диагностику. При обнаружении пороков развития получить консультацию детских специалистов ( неонатальный хирург, детский кардиохирург) о прогнозе и лечении малыша после рождения. При тяжелой патологии, когда лечение оказать невозможно или это сильно ухудшает прогноз на качество жизни, родителям предлагают выбор пролонгировать данную беременность или же прерывать.

4. Есть ли отличия в количестве и сроках проведения УЗИ при разном течении беременности? Например, есть ли отдельные планы для многоплодной беременности или при различных нюансах ?

При физиологической беременности у здоровой женщины , которая протекает без осложнений достаточно 3-4 плановых узи. А вот при беременности высокого риска, это женщины с сопутствующими заболеваниями или с осложнениями возникшими во время беременности ( например , многоводие/маловодие, замедление роста плода и пр.) узи и не только может назначаться чаще. Многоплодная беременность , особенно беременность монохориальная ( близнецами) является беременностью высокого риска.

5. Как готовиться к УЗИ? Есть ли причины, по которым необходимо перенести обследование?

В акушерстве к УЗИ особой подготовки не требуется. В гинекологический практике нужно отталкиваться от цели. От того, что мы хотим узнать во время УЗИ, от этого зависит и день обследования, и доступ.

6. Сколько стоит УЗИ? Есть ли разница, на каком оборудовании оно проводится?

Цена зависит от клиники. Клиника руководствуется своими затратами на приобретенное ультразвуковое оборудование. Исследование проведенное на оборудовании экспертного или высокого класса квалифицированным специалистом будет отличаться от заключения специалиста, у которого ограничены технические возможности аппарата.

7. Имеет ли смысл делать УЗИ чаще стандартного графика?

Если того требует положение дел , конечно, да.
Один из популярных запросов наших пациентов -это исследование плода в режиме 3D/4D . Оптимальным сроком проведения данного исследования является 28-30 недель. Качество объемного изображения и видео зависит от многих параметров, таких как положение плода, количество околоплодных вод, расположение плаценты и петель пуповины, а также поведенческих реакций плода. При неудачном положении плода получить интересные, хорошие изображения , которые будут понятны не только доктору ультразвуковой диагностики, удается не всегда. Но при удачном положении малыша на диск или флеш-карту сохраняется материал , который будет теплым воспоминанием о беременности. Конечно, задача объемной эхографии состоит далеко не в милом фото малыша во время беременности ! С помощью этого метода можно детально изучить аномалии развития плода.
 Такие как расщелины лицевого черепа, дефекты позвоночника, аномалии развития верхних и нижних конечностей и пр.